Форум » Мы вместе,мы сила » Круглый стол "Особые дети" и общество равных возможностей" » Ответить

Круглый стол "Особые дети" и общество равных возможностей"

selena: ПРЕСС – РЕЛИЗ 25 января 2011 года в 15.00 в Общественной Палате РФ состоится Круглый стол «ОСОБЫЕ ДЕТИ" И ОБЩЕСТВО РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ», который проводится в рамках ежегодных XIX МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ (секция «Необходимая помощь семьям с ментальными инвалидами»). Организаторы Круглого стола: Некоммерческое партнерство семей, растящих детей-инвалидов "Мыс Доброй Надежды" и МООМС "Большая семья" при поддержке Комиссии Общественной палаты РФ по социальным вопросам и демографической политике (Председатель – Е.Л.Николаева) и МБФ «Семья России» (Президент Фонда – депутат ГД РФ Кузьмина А.В.) К участию приглашены: Представители Государственной Думы и Общественной Палаты РФ, представители Правительства Москвы, Департаментов соцзащиты и образования, представители РПЦ, Союза журналистов России, учебных заведений общеобразовательной и коррекционной направленности, некоммерческих и общественных организаций, родительской общественности. В ходе работы предлагается обсудить взаимодействие семей, воспитывающих детей-инвалидов с ментальными нарушениям, и общества, пути решения проблем интеграции инвалидов в социум, проблемы и перспективы инклюзивного образования детей с ментальными нарушениями, готовность общества принять инвалидов и пути повышения толерантности и т.д.

Ответов - 101, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Елена: Хотелось бы, чтобы и у родителей была достоверная информация о том в каких именно школах есть или планируется инклюзивное образование. Какой критерий отбора детей- инвалидов, будет ли там работать тьютер и как будут оцениваться знания особых детей? Ведь понятно, что проблемный ребенок все равно будет отставать от нормативных детей. А также хотелось бы чтобы и у нас появились государственные реабилитационные центры, которые бы преподавали АВА-терапию и , следовательно, специалисты в этой области т.к. на сегодняшний день это лучшая программа обучения для детей - аутистов. И могут ли родители рассчитывать на материальную поддержку государства если ребенок обучается в негосударственном учреждении и родители платят за это деньги? ( как проблема: отсутствие компенсации родителям средств за обучение ребенка в негосударственных учреждениях вследствие невозможности обучаться по действенной методике в государственных всвязи с отсутствием таковой) Елена Зингер

selena: Вопросы правильные - будут учтены

selena: Колосков СА В дополнение к Резолюции круглого стола "Особые дети" и общество равных возможностей" Первостепенное значение должно иметь создание системы развития детей раннего возраста. По данным ЮНЕСКО даже в экономически развитых странах от 21% до 31% детей раннего возраста подвержены либо имеют риск задержек и нарушений в развитии. Вместе с тем в Российской Федерации до настоящего времени не создана нормативно-правовая база семейно-ориентированной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям указанной категории. Это приводит к тяжелым последствиям для этих детей и их семей, а также оказывает негативное влияние на социально-экономические перспективы страны. Другим негативным фактором является отставание в решении проблем образования детей с особыми образовательными потребностями. По данным ЮНЕСКО около 17% школьников относятся к данной категории, то есть в течение всего периода обучения в школе нуждаются в дополнительных условиях для получения образования. Вместе с тем в Российской Федерации до настоящего времени не создана нормативно-правовая база образования детей с особыми образовательными потребностями, включающая инклюзивное образование. Это приводит к исключению из системы общего образования сотен тысяч детей данной категории, к снижению качества их образования и социализации, к институциализации «особых детей». До трети «особых детей», имеющих статус детей-инвалидов, лишены образования полностью. РЕКОМЕНДАЦИИ Рекомендовать Комиссии по рассмотрению замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Правительству Российской Федерации при доработке законопроекта внести в него следующие изменения: 1. предусмотреть положения об осуществлении семейно-ориентированной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям раннего возраста подверженным либо имеющим риск задержек и нарушений в развитии, включающие обязанность органов и организаций здравоохранения, образования и социальной защиты осуществлять информирование населения о службах ранней помощи и оказываемых ими услугах; 2. предусмотреть использование в законопроекте понятий «инклюзивное образование» и «лица с особыми образовательными потребностями» в значениях, принятых в международном праве; 3. предусмотреть государственные гарантии инклюзивности образования, включая образование лиц не имеющих возможности освоения образовательных программ общего и начального профессионального образования в полном объеме; 4. предусмотреть положения, обеспечивающие создание механизмов инклюзивного образования: а) предусмотреть обязанность образовательных организаций при реализации основных общеобразовательных программ и программ среднего профессионального образования осуществлять их дифференциацию по различным уровням сложности по каждому предмету; б) закрепить право учащихся с особыми образовательными потребностями, получающих инклюзивное образование, на освоение образовательных программ дошкольного, общего, начального профессионального образования на доступном им уровне; в) исключить из закона положения предусматривающие оставление на повторное обучение школьников, имеющих так называемые учебные задолженности; г) исключить из закона положения о том, что обучающиеся, не освоившие основную образовательную программу общего образования предыдущей ступени, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования; д) предусмотреть, что итоговая аттестация школьников проводится в соответствии с уровнем освоения образовательной программы; е) предусмотреть, что лица с особыми образовательными потребностями при получении инклюзивного образования зачисляются в один класс (группу) с лицами, не имеющими таких потребностей, ж) предусмотреть, что органы государственной власти в сфере образования субъекта федерации обеспечивают оказание консультативно-методической помощи образовательным организациям, осуществляющим инклюзивное образование и предоставление обучающимся в них лицам с особыми образовательными потребностями необходимой в образовательном процессе психолого-педагогической и медико-социальной помощи; з) предусмотреть, что Образовательные организации, осуществляющие инклюзивное образование обеспечивают педагогических и других работников организации консультативно-методической помощью по вопросам инклюзивного образования; и) предусмотреть, что для инвалидов и детей-инвалидов дополнительные условия необходимые для получения образования создаются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; к) предусмотреть, что центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи оказывает помощь образовательным организациям по вопросам: оказания методической помощи образовательным учреждениям, включая помощь в разработке образовательных программ, дифференцированных и индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению и проведению оценки; проведения повышения квалификации сотрудников образовательных учреждений


selena: РЕКОМЕНДАЦИИ СЛУШАНИЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТЕМЕ КРУГЛОГО СТОЛА «ОСОБЫЕ ДЕТИ» И ОБЩЕСТВО РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ» г.Москва 25.01.2011 г. 25 января 2011 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся Круглый стол по теме: «Особые дети» и общество равных возможностей», который был организован Комиссией ОП РФ по социальным вопросам и демографической политике по инициативе общественных родительских организаций – НП «Мыс Доброй Надежды» и МОО «Большая семья». В слушаниях приняли участие представители Государственной Думы и Общественной Палаты РФ, Правительства Москвы, Департаментов соцзащиты и образования, РПЦ, Союза журналистов России, учебных заведений общеобразовательной и коррекционной направленности, негосударственных реабилитационных учреждений, некоммерческих и общественных родительских организаций. В ходе выступлений и обсуждения предложенной тематики участники Круглого стола отметили следующее: Дети-инвалиды с ментальными нарушениями и воспитывающие их семьи являются одной из наиболее незащищенных категорий граждан нашей страны. Все больше детей-инвалидов воспитываются в семьях, постепенно прекращается позорная практика оставления детей с психофизическими нарушениями на попечение государства, что свидетельствует о повышении нравственности и социальной ответственности родителей. В то же время существующая в России система жизнеобеспечения детей-инвалидов с ментальными нарушениями и их семей фактически не приспособлена к возрастающему количеству «родительских» детей в части, касающейся их обучения, образования и социальной интеграции вследствие того, что до последнего времени они являлись контингентом психоневрологических детских домов-интернатов. Остро также стоят вопросы изолированности от общества семьи с ребенком-инвалидом, необходимости психологической поддержки семьи, при этом крайне востребованной является помощь со стороны Русской Православной Церкви. Отдельно отмечена необходимость высокой степени ответственности средств массовой информации за формирование адекватного представления о проблемах этой категории населения, значимость роли СМИ при формировании нравственности и толерантности общества в целом. Особое внимание в ходе обсуждения уделялось существующему положению в сфере обучения и социальной интеграции детей-инвалидов с ментальными нарушениями, вопросам их инклюзивного образования. Отмечено, что важным шагом в направлении соблюдения и защиты прав детей-инвалидов на образование является принятие Закона г.Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28 апреля 2010 г. Вместе с тем на федеральном уровне до настоящего времени не создана нормативно-правовая база образования детей с особыми образовательными потребностями, включающая инклюзивное образование. Это приводит к исключению из системы общего образования сотен тысяч детей данной категории, к снижению качества их жизни и социализации, часть из них - с тяжелыми нарушениями - лишены образования полностью. Участники подчеркнули, что успешное решение проблем, связанных с развитием инклюзивного образования детей, имеет существенное значение не только для совершенствования системы российского образования, но и для становления системы межличностных отношений, основанной на гуманистических принципах, взаимоуважении и толерантности. В то же время, отмечалось, что принцип инклюзии детей-инвалидов к здоровым сверстникам не может быть применен поголовно ко всем категориям детей с ментальными нарушениями, которые характеризуются разной степенью сохранности интеллекта. Участниками подчеркивалось, что при реализации программ обучения и социальной интеграции детей-инвалидов с ментальными нарушениями необходимы и не взаимозаменяемы как инклюзивное, так и коррекционное образование, в зависимости от возможностей и способностей самого ребенка «с особыми образовательными потребностями». Часть из них может быть успешно интегрирована в общеобразовательную среду путем инклюзивного обучения с привлечением дополнительного психолого-педагогического коррекционного воздействия и сопровождения в процессе обучения помощниками-специалистами (тьюторами). Другая категория, до настоящего времени не включенная в образовательное пространство – дети с выраженными нарушениями интеллекта, тяжелыми нарушениями эмоционально-волевой сферы, отсутствием речи, которые нуждаются в особых условиях абилитации. Резюмируя мнения участников, с учетом доступного в настоящее время обширного опыта западных специалистов, множества зарубежных методик по педагогической и поведенческой коррекции, а также апеллируя к мировой статистике, можно с уверенностью констатировать, что дети с ментальной инвалидностью имеют большой потенциал для успешной социальной интеграции, они обучаемы и не потеряны для социума. Основными проблемами, требующими решения, для улучшения качества жизни детей с ментальной инвалидностью и их семей, по мнению участников, являются: • отсутствие четкой государственной директории на организацию обучения, создание условий для полноценной жизнедеятельности и интеграции в общество этой категории детей-инвалидов; • отсутствие координации и межведомственного взаимодействия структур социальной, образовательной и медицинской сфер, комплексного подхода и единой концепции по созданию благоприятных условий для всестороннего развития и организации воспитательно-образовательного процесса детей-инвалидов с ментальными нарушениями; • отсутствие соответствующего федерального законодательства и финансово-организационных механизмов реализации инклюзивного образования; • отсутствие образовательных стандартов обучения детей с ментальными нарушениями и современных методик психолого-педагогической коррекции в государственных образовательных учреждениях, призванных осуществлять инклюзию, включая отсутствие института тьюторства; • отсутствие объектов социальной инфраструктуры для реабилитации и социальной адаптации «родительских» детей-инвалидов с тяжелыми степенями умственной отсталости, и соответствующих обучающих методик, успешно используемых в зарубежной практике и негосударственными центрами реабилитации в России; • отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов в области коррекционной педагогики, а также практики междисциплинарного взаимодействия, которое обуславливает возможность разработки комплексной программы реабилитации/абилитации ребенка в соответствующем его состоянию учреждении; • отсутствие стандартов ранней диагностики (в особенности РДА и РАС), слабая информированность родителей о возможностях раннего вмешательства и современных коррекционных методиках; • отсутствие государственных социальных программ, направленных на преодоление изолированности семьи с ментальным ребенком-инвалидом. В связи с вышеизложенным, участники слушаний считают целесообразным обратиться к Президенту Российской Федерации с просьбой: учесть положения настоящего документа в работе Совета при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов при подготовке предложений - по формированию и проведению государственной политики в отношении инвалидов; - подготовке предложений по выработке основных направлений совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере предоставления инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод, социального обеспечения инвалидов и установления им мер государственной поддержки. Участники слушаний Круглого стола рекомендуют: Комиссии для рассмотрения замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Правительству Российской Федерации при доработке законопроекта внести в него следующие изменения: 1. предусмотреть использование в законопроекте понятий «инклюзивное образование» и «лица с особыми образовательными потребностями» в значениях, принятых в международном праве; 2. включить в законопроект отдельную главу, регулирующие вопросы образования лиц с особыми образовательными потребностями, в том числе предоставления ранней коррекционной помощи и организации специальных образовательных условий; 3. рассмотреть возможность финансового обеспечения образования лиц с особыми образовательными потребностями с учетом специфики требуемых дополнительно реабилитационных и коррекционно-педагогических мероприятий путем выделения целевых средств на ребенка, следующих за ним в любое образовательное или реабилитационное учреждение, в том числе негосударственное, по принципу родового сертификата (условное название - Сертификат дополнительного образования ребенка-инвалида с «особыми образовательными потребностями), с правом выбора родителем/законным представителем вида учреждения ; 4. предусмотреть, что для ребенка-инвалида с особыми образовательными потребностями дополнительные условия, необходимые для получения образования создаются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида и рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии; 5. предусмотреть необходимость введения специальных образовательных стандартов для лиц с особыми образовательными потребностями, возможность обучения по индивидуальным образовательным программам, разработку системы контроля качества обучения, а также развитие института тьюторов; 6. предусмотреть положения, обеспечивающие создание механизмов инклюзивного образования: зачисление учащихся с особыми образовательными потребностями в один класс (группу) с учащимися, не имеющими таких потребностей, создание доступной образовательной среды. Министерству здравоохранения и социального развития РФ совместно с Министерством образования и науки РФ Создать межведомственную рабочую группу для обеспечения комплексного подхода к решению нижеследующих задач: 1. Сформулировать социальную проблематику для выработки государственной позиции и подходов к созданию законодательной, экспертной и социальной базы в отношении детей с ментальными проблемами; 2. Разработать модель системы непрерывного обучения и воспитания детей с ментальными нарушениями как альтернативы интернатному содержанию и надомному обучению; 3. Разработать предложения по осуществлению междисциплинарного подхода при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы ребенка; 4. Внести изменения в существующие медицинские нормативные акты в части, касающейся детей-инвалидов с ментальными нарушениями, для приведения их в соответствие с нормативными актами образования с учетом общей направленности на развитие инклюзивного образования, для устранения барьеров при устройстве детей в общеобразовательные и коррекционные учреждения; 5. Разработать стандарты ранней диагностики ментальных нарушений и выработать согласованную медицинскую, диагностическую, методологическую, психокоррекционную позицию (особенно в отношении диагнозов РДА и РАС); 6. Разработать положение об осуществлении семейно-ориентированной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям раннего возраста подверженным, либо имеющим риск задержек и нарушений в развитии, включающие обязанность органов и организаций здравоохранения, образования и социальной защиты осуществлять информирование населения о службах ранней помощи и оказываемых ими услугах; 7. Разработать комплексную программу мер, позволяющих преодолеть социальную изоляцию семей с ментальными инвалидами, в том числе путем создания специализированных комплексных реабилитационных центров дневного пребывания детей этой категории, чтобы дать возможность трудоустроиться родителям. Общественной палате Российской Федерации: 1. Создать «Секцию детской ментальной инвалидности и содействия инклюзивному и коррекционному образованию» в составе Рабочей группы ОП РФ по социальной интеграции инвалидов. Цели работы секции - создание экспертного пула из общественных родительских организаций для подготовки предложений в направлениях обучения, образования, социальной адаптации детей с «особыми образовательными потребностями» и осуществлении мониторинга и обратной связи при реализации государственных программ соответствующей направленности; 2. С учетом активной роли НКО в решении проблем детей-инвалидов с ментальными нарушениями, способствовать присвоению статуса «социально-ориентированных» некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в этом направлении, учитывая, что в ряде регионов до настоящего времени не реализуются поправки в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» по введению в действие присвоения статуса «социально ориентированные НКО». 3. Оказать содействие в инициативе НКО по созданию «Интернет-портала проблем ментальной инвалидности» с целью объединения имеющихся интернет-ресурсов, размещения специальной информации, общения государственных и негосударственных организаций и учреждений по обмену опытом, в том числе региональным и законотворческим, обращения родителей по вопросам реабилитации, заболеваний, правам семей и т.п. Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям: 1. Рекомендовать телеканалам и СМИ широкое освещение проблем социальной интеграции инвалидов, детской инвалидности путем размещения социальной рекламы, создания передач и материалов социальной направленности с корректным подходом к изложению материала для повышения толерантности общества, развития гуманистических принципов; 2. Привлекать в состав Общественных советов теле- и радиокомпаний, других СМИ людей имеющих опыт транслирования правильного видения по группам нозологий (ДЦП, синдром Дауна, аутизм и др.), а также проблемам семей, воспитывающих детей-инвалидов. 3. Реализовывать последовательную политику по изменению имиджа семей с «особыми детьми» в связи с тем, что в представлении большинства ребёнок-инвалид – следствие аморального образа жизни родителей, принадлежащих к асоциальным группам, лишённых понимания и чувства ответственности за своих детей и т.д., что не соответствует действительности и обуславливает социальную изоляцию таких семей. Институту коррекционной педагогики РАО, профильным педагогическим ВУЗам: 1. Разработать положение об определении статуса «ребенка-инвалида с особыми образовательными потребностями» для целей реализации инклюзивного и коррекционного образования; 2. Принять срочные меры по адаптации и разработке методических рекомендаций по внедрению действенных зарубежных методик психокоррекции, в том числе АВА в коррекционных (8 вида) и реабилитационных учреждениях, а также ускорить разработку собственных методик обучения детей с тяжелыми ментальными нарушениями с учетом нозологии; 3. Разработать специальные образовательные стандарты, а также систему контроля качества обучения детей с ментальными нарушениями при инклюзии в обычные и коррекционные классы общеобразовательной школы, учреждений реабилитации; 4. Обеспечить подготовку и переподготовку специалистов коррекционных и реабилитационных учреждений с учетом выполнения пп.2,3 настоящего раздела, в том числе квалифицированных тьюторов. Правительству г. Москвы, Департаментам образования и социальной защиты населения г.Москвы 1. Разработать механизмы реализации Закона г.Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28 апреля 2010 г. в части соблюдения государственных гарантий родителям детей с ОВЗ в вопросе выплаты компенсаций на транспортные услуги, обучение детей самостоятельно на дому и в негосударственном образовательном учреждении, а также необходимые формы договоров между родителями и образовательными учреждениями, реализующими инклюзивное образование; 2. С учетом чрезвычайной важности нахождения всех категорий образовательных и реабилитационных учреждений для детей с ментальными нарушениями в шаговой доступности, произвести инвентаризацию всех имеющихся реабилитационных центров, включая реабилитационные отделения при ЦСО, образовательных коррекционных учреждений, включая школы 8 вида с точки зрения эффективности их деятельности с учетом мнения родителей; 3. Создать на этой существующей материально-технической базе Центры реабилитации нового поколения, принять меры к разработке новой модели их деятельности на основе междисциплинарного подхода и внедрения современных передовых методик обучения и реабилитации детей с тяжелыми нарушениями развития; 4. Использовать механизм частно-государственного партнерства для внедрения дефицитных методов реабилитации: АБА-терапии, кинезотерапии, иппотерапии и т.д., в том числе предусмотреть возможность размещения государственного заказа на реабилитацию в НКО и негосударственных реабилитационных центрах, с учетом эффективности их деятельности; 5. Принять меры к открытию Центров/отделений дневного пребывания для реабилитации и социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями развития в существующих учреждениях образовательной и социальной инфраструктуры в каждом округе города Москвы; 6. Разработать инструменты мотивации учреждений образования и социальной реабилитации в принятии на обучение различных категорий детей с ментальными нарушениями и повышения качества обучения. С этой целью: 7. Рассмотреть возможность выделения целевых средств на ребенка, следующих за ним в любое образовательное или реабилитационное учреждение, в том числе негосударственное, по принципу родового сертификата (условное название - Сертификат дополнительного образования ребенка-инвалида с «особыми образовательными потребностями), с правом выбора родителем/законным представителем вида учреждения.

Настасья: selena Браво!Все так точно, правильно,четко расписано! Я немного опешила даже- так бы сформулировать не смогла бы, мне еще учиться и учиться у корифеев. ОЧЕНЬ ХОТЕЛОСЬ БЫ,ЧТОБЫ ПРИСЛУШАЛИСЬ К КАЖДОМУ СЛОВУ,К КАЖДОМУ ПУНКТУ.Это не просто слова- за каждым словом семья, ребенок, мама. Ждем результатов! Спасибо еще раз всем!

Елена: Я согласна с Настасьей, все очень профессионально. Спасибо за Ваш нелегкий труд!

selena: Девочки, очень рада вашим оценкам. Тоже надеюсь, что прислушаются. Отправила в ОП РФ сегодня, 8.02. Может что-то поправят, может нет То есть это проект екомендаций, после их правки будут Рекомендации, которые пойдут в работу

selena: Дошли руки до фотографий с Круглого стола Те, кто помогает в нашей работе - любимые мои дамы Е.Л.Николаева - Председатель Комиссии ОП РФ по социальным вопросам и демографической политике А.В.Кузьмина - депутат Госдумы РФ, руководитель Фонда "Семья России" Прекрасные батюшки - у отца Владимира Климзо много лет детский лагерь в Ярославской области для детей-инвалидов и их семей Боевая подруга Сахапова с Помощником Президента Федотовым М.А. Т.А.Потяева (Зам.руководителя Департамента соцзащиты, В.А.Крупенников - сам колясочник и член ОП РФ, Верещагин С.А.из Нижнего Новгорода ("Сияние") и боевая подруга Марина Маро (Фонд "Гражданский проект", модельер из "Беби тин"

Анна: Лен, как только будут рекомендации из ОП Рф, может, разослать по новостям в инете, как пост-релиз мероприятия? Готова помочь.

selena: Да, можно будет, но позже. В настоящее время резолюция чуть подредактирована в ОП РФ, далее - уходит на электронное голосование членам Комиссии по соцвопросам и демографической политике и, если они будут приняты, статус нашего документа будет как после слушаний ОП РФ со всеми вытекающими последствиями - а это круто. Когда можно будет рассылать - я скажу дополнительно

selena: Убрала предыдущий пост, чтобы не путались. Здесь - после правок ОП РФ РЕКОМЕНДАЦИИ КРУГЛОГО СТОЛА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ТЕМУ: «ОСОБЫЕ ДЕТИ» И ОБЩЕСТВО РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ» г.Москва 25.01.2011 г. 25 января 2011 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся Круглый стол на тему: «Особые дети» и общество равных возможностей», организованный Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по социальным вопросам и демографической политике по инициативе общественных родительских организаций – НП «Мыс Доброй Надежды» и МОО «Большая семья». В слушаниях приняли участие представители Государственной Думы и Общественной Палаты Российской Федерации, Правительства Москвы, Департаментов соцзащиты и образования, Русской Православной Церкви, Союза журналистов России, учебных заведений общеобразовательной и коррекционной направленности, негосударственных реабилитационных учреждений, некоммерческих и общественных родительских организаций. В ходе выступлений и обсуждения предложенной тематики участники Круглого стола отметили следующее: дети-инвалиды с ментальными нарушениями и воспитывающие их семьи являются одной из наиболее незащищенных категорий граждан нашей страны; все больше детей-инвалидов воспитываются в семьях, постепенно прекращается позорная практика оставления детей с психофизическими нарушениями на попечение государства, что свидетельствует о повышении нравственности и социальной ответственности родителей; в то же время существующая в России система жизнеобеспечения детей-инвалидов с ментальными нарушениями и их семей фактически не приспособлена к возрастающему количеству «родительских» детей в части, касающейся их обучения, образования и социальной интеграции вследствие того, что до последнего времени они являлись контингентом психоневрологических детских домов-интернатов; остро также стоят вопросы изолированности от общества семьи с ребенком-инвалидом, необходимости психологической поддержки семьи, при этом крайне востребованной является помощь со стороны Русской Православной Церкви. Отдельно отмечена необходимость высокой степени ответственности средств массовой информации за формирование адекватного представления о проблемах этой категории населения, значимость роли СМИ при формировании нравственности и толерантности общества в целом. Особое внимание в ходе обсуждения уделялось существующему положению в сфере обучения и социальной интеграции детей-инвалидов с ментальными нарушениями, вопросам их инклюзивного образования. Отмечено, что важным шагом в направлении соблюдения и защиты прав детей-инвалидов на образование является принятие Закона г.Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28 апреля 2010 г. Вместе с тем на федеральном уровне до настоящего времени не создана нормативно-правовая база образования детей с особыми образовательными потребностями, включающая инклюзивное образование. Это приводит к исключению из системы общего образования сотен тысяч детей данной категории, к снижению качества их жизни и социализации, часть из них - с тяжелыми нарушениями - лишены образования полностью. Участники подчеркнули, что успешное решение проблем, связанных с развитием инклюзивного образования детей, имеет существенное значение не только для совершенствования системы российского образования, но и для становления системы межличностных отношений, основанной на гуманистических принципах, взаимоуважении и толерантности. В то же время отмечалось, что принцип инклюзии детей-инвалидов к здоровым сверстникам не может быть применен поголовно ко всем категориям детей с ментальными нарушениями, которые характеризуются разной степенью сохранности интеллекта. Участниками подчеркивалось, что при реализации программ обучения и социальной интеграции детей-инвалидов с ментальными нарушениями необходимы и не взаимозаменяемы как инклюзивное, так и коррекционное образование, в зависимости от возможностей и способностей самого ребенка «с особыми образовательными потребностями». Часть из них может быть успешно интегрирована в общеобразовательную среду путем инклюзивного обучения с привлечением дополнительного психолого-педагогического коррекционного воздействия и сопровождения в процессе обучения помощниками-специалистами (тьюторами). Другая категория, до настоящего времени не включенная в образовательное пространство, – дети с выраженными нарушениями интеллекта, тяжелыми нарушениями эмоционально-волевой сферы, отсутствием речи, которые нуждаются в особых условиях реабилитации. Резюмируя мнения участников, с учетом доступного в настоящее время обширного опыта западных специалистов, множества зарубежных методик по педагогической и поведенческой коррекции, а также апеллируя к мировой статистике, можно с уверенностью констатировать, что дети с ментальной инвалидностью имеют большой потенциал для успешной социальной интеграции, они обучаемы и не потеряны для социума. Основными проблемами, требующими решения, для улучшения качества жизни детей с ментальной инвалидностью и их семей, по мнению участников, являются: • отсутствие четкой государственной директории на организацию обучения, создание условий для полноценной жизнедеятельности и интеграции в общество этой категории детей-инвалидов; • отсутствие координации и межведомственного взаимодействия структур социальной, образовательной и медицинской сфер, комплексного подхода и единой концепции по созданию благоприятных условий для всестороннего развития и организации воспитательно-образовательного процесса детей-инвалидов с ментальными нарушениями; • отсутствие соответствующего федерального законодательства и финансово-организационных механизмов реализации инклюзивного образования; • отсутствие образовательных стандартов обучения детей с ментальными нарушениями и современных методик психолого-педагогической коррекции в государственных образовательных учреждениях, призванных осуществлять инклюзию, включая отсутствие института тьюторства; • отсутствие объектов социальной инфраструктуры для реабилитации и социальной адаптации «родительских» детей-инвалидов с тяжелыми степенями умственной отсталости, и соответствующих обучающих методик, успешно используемых в зарубежной практике и негосударственными центрами реабилитации в России; • отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов в области коррекционной педагогики, а также практики междисциплинарного взаимодействия, которое обуславливает возможность разработки комплексной программы реабилитации/абилитации ребенка в соответствующем его состоянию учреждении; • отсутствие стандартов ранней диагностики (в особенности РДА и РАС), слабая информированность родителей о возможностях раннего вмешательства и современных коррекционных методиках; • отсутствие государственных социальных программ, направленных на преодоление изолированности семьи с ментальным ребенком-инвалидом. В связи с вышеизложенным, участники слушаний считают целесообразным обратиться к Президенту Российской Федерации с просьбой: учесть положения настоящего документа в работе Совета при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов при подготовке предложений: - по формированию и проведению государственной политики в отношении инвалидов; - по выработке основных направлений совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере предоставления инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод, социального обеспечения инвалидов и установления им мер государственной поддержки. Участники слушаний Круглого стола рекомендуют: Комиссии Общественной палаты по развитию образования для рассмотрения замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Правительству Российской Федерации при доработке законопроекта внести в него следующие изменения: 1. Предусмотреть использование в законопроекте понятий «инклюзивное образование» и «лица с особыми образовательными потребностями» в значениях, принятых в международном праве. 2. Включить в законопроект отдельную главу, регулирующие вопросы образования лиц с особыми образовательными потребностями, в том числе предоставления ранней коррекционной помощи и организации специальных образовательных условий. 3. Рассмотреть возможность финансового обеспечения образования лиц с особыми образовательными потребностями с учетом специфики требуемых дополнительно реабилитационных и коррекционно-педагогических мероприятий путем выделения целевых средств на ребенка, следующих за ним в любое образовательное или реабилитационное учреждение, в том числе негосударственное, по принципу родового сертификата (условное название - Сертификат дополнительного образования ребенка-инвалида с «особыми образовательными потребностями), с правом выбора родителем/законным представителем вида учреждения. 4. Предусмотреть, что для ребенка-инвалида с особыми образовательными потребностями дополнительные условия, необходимые для получения образования создаются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида и рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. 5. Предусмотреть необходимость введения специальных образовательных стандартов для лиц с особыми образовательными потребностями, возможность обучения по индивидуальным образовательным программам, разработку системы контроля качества обучения, а также развитие института тьюторов. 6. Предусмотреть положения, обеспечивающие создание механизмов инклюзивного образования: зачисление учащихся с особыми образовательными потребностями в один класс (группу) с учащимися, не имеющими таких потребностей, создание доступной образовательной среды. Министерству здравоохранения и социального развития РФ совместно с Министерством образования и науки РФ Создать межведомственную рабочую группу для обеспечения комплексного подхода к решению следующих задач: 1. Сформулировать социальную проблематику для выработки государственной позиции и подходов к созданию законодательной, экспертной и социальной базы в отношении детей с ментальными проблемами. 2. Разработать модель системы непрерывного обучения и воспитания детей с ментальными нарушениями как альтернативы интернатному содержанию и надомному обучению. 3. Разработать предложения по осуществлению междисциплинарного подхода при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы ребенка. 4. Внести изменения в существующие медицинские нормативные акты в части, касающейся детей-инвалидов с ментальными нарушениями, для приведения их в соответствие с нормативными актами образования с учетом общей направленности на развитие инклюзивного образования, для устранения барьеров при устройстве детей в общеобразовательные и коррекционные учреждения. 5. Разработать стандарты ранней диагностики ментальных нарушений и выработать согласованную медицинскую, диагностическую, методологическую, психокоррекционную позицию (особенно в отношении диагнозов РДА и РАС). 6. Разработать положение об осуществлении семейно-ориентированной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям раннего возраста подверженным, либо имеющим риск задержек и нарушений в развитии, включающие обязанность органов и организаций здравоохранения, образования и социальной защиты осуществлять информирование населения о службах ранней помощи и оказываемых ими услугах. 7. Разработать комплексную программу мер, позволяющих преодолеть социальную изоляцию семей с ментальными инвалидами, в том числе путем создания специализированных комплексных реабилитационных центров дневного пребывания детей этой категории, чтобы дать возможность трудоустроиться родителям. Общественной палате Российской Федерации: 1. Создать «Секцию детской ментальной инвалидности и содействия инклюзивному и коррекционному образованию» в составе Рабочей группы ОП РФ по социальной интеграции инвалидов. Цели работы секции - создание экспертного пула из общественных родительских организаций для подготовки предложений в направлениях обучения, образования, социальной адаптации детей с «особыми образовательными потребностями» и осуществлении мониторинга и обратной связи при реализации государственных программ соответствующей направленности; 2. С учетом активной роли НКО в решении проблем детей-инвалидов с ментальными нарушениями, способствовать присвоению статуса «социально-ориентированных» некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в этом направлении, учитывая, что в ряде регионов до настоящего времени не реализуются поправки в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» по введению в действие присвоения статуса «социально ориентированные НКО». 3. Оказать содействие в инициативе НКО по созданию «Интернет-портала проблем ментальной инвалидности» с целью объединения имеющихся интернет-ресурсов, размещения специальной информации, общения государственных и негосударственных организаций и учреждений по обмену опытом, в том числе региональным и законотворческим, обращения родителей по вопросам реабилитации, заболеваний, правам семей и т.п. Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям: 1. Рекомендовать телеканалам и СМИ корректное освещение проблем социальной интеграции инвалидов, детской инвалидности, размещение социальной рекламы, создание передач и материалов социальной направленности для повышения толерантности общества, развития гуманистических принципов; 2. Привлекать в состав Общественных советов теле- и радиокомпаний, других СМИ людей имеющих опыт транслирования правильного видения по группам нозологий (ДЦП, синдром Дауна, аутизм и др.), а также проблемам семей, воспитывающих детей-инвалидов. 3. Реализовывать последовательную политику по изменению имиджа семей с «особыми детьми» в связи с тем, что в представлении большинства ребёнок-инвалид – следствие аморального образа жизни родителей, принадлежащих к асоциальным группам, лишённых понимания и чувства ответственности за своих детей и т.д., что не соответствует действительности и обуславливает социальную изоляцию таких семей. Институту коррекционной педагогики РАО, профильным педагогическим ВУЗам: 1. Разработать положение об определении статуса «ребенка-инвалида с особыми образовательными потребностями» для целей реализации инклюзивного и коррекционного образования. 2. Принять срочные меры по адаптации и разработке методических рекомендаций по внедрению действенных зарубежных методик психокоррекции, в том числе АВА в коррекционных (8 вида) и реабилитационных учреждениях, а также ускорить разработку собственных методик обучения детей с тяжелыми ментальными нарушениями с учетом нозологии. 3. Разработать специальные образовательные стандарты, а также систему контроля качества обучения детей с ментальными нарушениями при инклюзии в обычные и коррекционные классы общеобразовательной школы, учреждений реабилитации. 4. Обеспечить подготовку и переподготовку специалистов коррекционных и реабилитационных учреждений с учетом выполнения пп.2,3 настоящего раздела, в том числе квалифицированных тьюторов. Правительству г. Москвы, департаментам образования и социальной защиты населения г.Москвы 1. Разработать механизмы реализации Закона г.Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28 апреля 2010 г. в части соблюдения государственных гарантий родителям детей с ОВЗ в вопросе выплаты компенсаций на транспортные услуги, обучение детей самостоятельно на дому и в негосударственном образовательном учреждении, а также необходимые формы договоров между родителями и образовательными учреждениями, реализующими инклюзивное образование. 2. С учетом чрезвычайной важности нахождения всех категорий образовательных и реабилитационных учреждений для детей с ментальными нарушениями в шаговой доступности, произвести инвентаризацию всех имеющихся реабилитационных центров, включая реабилитационные отделения при ЦСО, образовательных коррекционных учреждений, включая школы 8 вида с точки зрения эффективности их деятельности с учетом мнения родителей. 3. Создать на этой существующей материально-технической базе Центры реабилитации нового поколения, принять меры к разработке новой модели их деятельности на основе междисциплинарного подхода и внедрения современных передовых методик обучения и реабилитации детей с тяжелыми нарушениями развития. 4. Использовать механизм частно-государственного партнерства для внедрения дефицитных методов реабилитации: АБА-терапии, кинезотерапии, иппотерапии и т.д., в том числе предусмотреть возможность размещения государственного заказа на реабилитацию в НКО и негосударственных реабилитационных центрах, с учетом эффективности их деятельности. 5. Принять меры к открытию Центров/отделений дневного пребывания для реабилитации и социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями развития в существующих учреждениях образовательной и социальной инфраструктуры в каждом округе города Москвы. 6. Разработать инструменты мотивации учреждений образования и социальной реабилитации в принятии на обучение различных категорий детей с ментальными нарушениями и повышения качества обучения. С этой целью: 7. Рассмотреть возможность выделения целевых средств на ребенка, следующих за ним в любое образовательное или реабилитационное учреждение, в том числе негосударственное, по принципу родового сертификата (условное название - Сертификат дополнительного образования ребенка-инвалида с «особыми образовательными потребностями), с правом выбора родителем/законным представителем вида учреждения.

журина: selena пишет: Предусмотреть положения, обеспечивающие создание механизмов инклюзивного образования: зачисление учащихся с особыми образовательными потребностями в один класс (группу) с учащимися, не имеющими таких потребностей, создание доступной образовательной среды. Отлично!!!! Вообще текст ясный и понятный. Я думаю результаты будут.

Настасья: за фото спасибо,а можно их в большем размере увидеть? я бы разместила в социальных сетях....

samilana: Лена! Ты ВЕЛИКОЛЕПНА ВО ВСЕМ! Слово в слово - отточенное мастерство! Сложить всю "говорильню" в замечательный документ - ТАЛАНТИЩЕ! Да, еще момент: все это СНИМАЛИ - видео удалось раздобыть? Там были интересные интервью и практически полностью засняты выступления "любимых дам, помогающих в работе". Это история - её надо сохранять.

Admin: Лена, как всегда

selena: Рекомендации приняты ОП РФ в результате электронного голосования членов Комиссии. Дальше по процедуре происходит рассылка всем поименованным в тексте инстанциям как обращение от Общественной Палаты РФ за соответствующими подписями. Можно размещать, рассылать Рекомендации везде, где хотите. Видеоролик о круглом столе в программе Фактор жизни - примерно с 4-ой по 7-ю минуты передачи. http://inva.tv/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=2&Itemid=27 Все, тема завершена и через пару недель уезжает в архивный раздел "Мы вместе-мы сила" Всем спасибо за помощь!

журина: selena пишет: Видеоролик о круглом столе в программе Фактор жизни - примерно с 4-ой по 7-ю минуты передачи. http://inva.tv/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=2&Itemid=27 Передача от 13.02.

Елена: Очень интересный ролик, спасибо!

Анна: Лен, рекомендации разослали по новостным сайтам

selena: Анна Спасибо, поняла



полная версия страницы